ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
педагога-психолога
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Баймакский сельскохозяйственный колледж
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Педагог-психолог колледжа является специалистом, организующим работу психологической службы в данном заведении.
1.2. Психолог колледжа назначается на должность и освобождается от выполнения своих обязанностей приказом директора учебного заведения.
- Психолог колледжа должен знать:
- законы Российской Федерации и Республики Башкортостан об образовании;
- общую психологию, психологию личности и дифференциальную психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, социальную психологию, психологию управления, медицинскую психологию, основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации и психологию труда, основы психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции, психопрофилактики; методы социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Устав колледжа;
- Правила и нормы охраны труда и техники безопасности, санитарии и противопожарной безопасности;
- Постановления, распоряжения, приказы и нормативные акты колледжа и вышестоящих органов, касающиеся непосредственно его функциональных обязанностей.
1.4. Квалификационные требования:
8 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления требований к стажу работы;
9 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж работы в должности педагога-психолога (психолога) от 2 до 5 лет;
10 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж работы в должности педагога-психолога (психолога) от 5 до 10 лет;
11 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж работы в должности педагога-психолога (психолога) свыше 10 лет;
12 разряд - II квалификационная категория;
13 разряд -1 квалификационная категория;
14 разряд - высшая квалификационная категория.
1.5. Основными направлениями деятельности психолога колледжа являются:
• психолого-педагогическая диагностика;
• педагогическая коррекция и педагогическая реабилитация;
• психологическая консультация;
• организационно-методическое направление.
1.6. При исполнении обязанностей педагог-психолог руководствуется: нормативными документами, регулирующими вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты; приказами, инструкциями и распоряжениями органов образования и директора колледжа; данной должностной инструкцией.
2. ФУНКЦИИ
2.1 Психологическое просвещение, приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.
2.2 Психологическая профилактика, постоянная работа по предупреждению возможного неблагополучия в развитии учащихся.
2.3 Психологическое консультирование, помощь в решении проблем, с которыми приходят преподаватели, учащиеся и родители.
2.4 Психодиагностика, как углубленное проникновение во внутренний мир подростка.
2.5 Психокоррекция, устранение отклонений, поддающихся коррекции.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
Психолог обязан:
3.1 Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия студентов колледжа в процессе обучения и воспитания.
3.2. Содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
3.3. Способствовать гармонизации социальной сферы учебного заведения и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной адаптации.
3.4. Определять факторы, препятствующие развитию личности студентов принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
3.5. Оказывать помощь студентам, родителям (лицам, их заменяющих), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
3.6. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
3.7. Составлять психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации, преподавательского коллектива.
3.8. Вести документацию по установленной форме и использовать ее по назначению.
3.9. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности студентов, способствовать развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
3.10. Осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных студентов.
3.11. Определять степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии студентов, а также различного вида нарушений социального развития и проводить их психолого-педагогическую коррекцию.
3.12. Формировать психологическую культуру студентов, педагогов и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру их воспитания.
- Консультировать работников колледжа по вопросам развития данного учебного заведения, практические применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности студентов, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих).
- Проводить тренинги по коррекции девиатного поведения.
- Осуществлять первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, участвовать в работе психолого-медико-педагогических комиссий.
4. ПРАВА
Психолог имеет право:
4.1. Требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
4.2. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам его работы.
4.3. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.
- Участвовать в работе аттестационной комиссии и в других комиссиях, решающих дальнейшую судьбу учащихся В случае несогласия с решением комиссии психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
- Принимать решения в пределах своих компетенций
4.6. Участвовать в разработке планов социального развития колледжа и новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.
4.7. Проводить в колледже индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей. Вести научную работу.
5. OTBETCTBEHHOCTb
Психолог несет ответственность:
5.1. За превышение своих полномочий в психологической деятельности, за нарушение норм психологического воздействия на личность студентов.
5.2. За результаты воспитательного воздействия на студентов наравне с заместителем директора по воспитательной работе и методистом.
5.3. За поддержание нормальной обстановки здорового психологического климата в учебном коллективе.
5.4. За представляемые данные психолого-педагогических заключений.
5.5 За конфиденциальность информации, полученной в результате исследований.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Психолог колледжа:
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором колледжа;
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором колледжа не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности в течение десяти дней по окончании каждого учебного периода;
6.4. Получает от администрации колледжа информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками колледжа, родителями учащихся (лицами, их заменяющими).